Мой сайт
Суббота, 18.05.2024, 09:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [14]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Откровение 21 века Часть 2 Раздел 1

Часть 2. Нация и интеллигенция

 Среди всех вопросов по осознанию политического бытия России наиболее острым является национальный вопрос.

Национальный вопрос в России - это всегда вопрос жизни и смерти во времена великих смут. Понимание существа вопроса в такой исторический период определяет цену, которую платит народ за это понимание.

С другой стороны, немало есть спекулянтов предлагающих простому народу простые и эффективные решения национального вопроса — в основном силовые. Однако, как никогда кстати тут поговорка: простота хуже воровства.

Биологически человек относится к стадным животным. Стадо в эволюционном плане имеет прежде всего то положительное свойство для каждого своего индивидуума, что более защищает его от врагов: сотня пар глаз и ушей несомненно эффективнее своих органов чувств, а поэтому каждый индивид стада чувствует себя более защищенным и более экономно расходует свою нервную энергию находясь в стаде по сравнению с тем, когда он один на один с окружающим его, в основном, враждебном ему миром. Характерной особенностью, присущей любому стаду, является развитое чувство определения свой/чужой, то есть чувство идентификации принадлежности к данному сообществу: индивидуума, территории, пище — и тому подобному, что является объектом сложившихся социальных отношений. Всякое чужое естественным образом вызывает настороженность как к потенциальному виду угрозы, вплоть до уровня неприятия чужого и агрессивного отторжения. Все эти качества таким же естественным образом присущи и человеческим социальным образованиям, образующихся на основе более или менее устойчивых межчеловеческих отношений. Иначе говоря, индивид в стаде ощущает себя, с одной стороны, как часть некого целого — гораздо более могущественного чем он сам,— и потому инстинкт сохранения распространяется на все это целое, а, с другой стороны, как отдельный индивид, он стремится к получения максимальных выгод своей принадлежности к этому целому. Именно стадный образ существования индивидов предопределяет возможность накопления житейского опыта и передачу его из поколения в поколение, позволяя каждому новому поколению избегать жизненных катастроф. И это еще один положительный фактор стадного существования.

Новое поколение воспринимает этот опыт путем подражания, при этом старшее поколение обеспечивает процесс обучения не только примером своего поведения, но и оберегая от нежелательных последствий естественного проявления энергии молодых.

Но, в тоже время, каждое новое поколение само уже по себе является отрицанием старого, а потому и существование стада определяется определенного рода динамическим равновесием консолидирующих и деструктивных тенденций, сохраняемым за счет социального опыта приобретенных умений, навыков и обычаев, проявляемых в виде сил социальных инстинктов.

Все эти качества таким же естественным образом присущи и человеческим социальным образованиям, образующихся на основе более или менее устойчивых межчеловеческих отношений. Однако есть и существенные отличия.

Первобытное стадо людей строилось, скорее всего, на основе территориального сосуществования, нежели чем родственных отношений. Ф.Энгельс в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства", ссылаясь на современный ему научно-исторический материал, отмечал, что "первобытные люди, выбиравшиеся из животного состояния, или совсем не знали семьи, или, самое большое, знали такую, какая не встречается у животных" — как я понимаю, именно потому, что в основе выживания человечества как вида являлось объединение усилий в единстве действий не только для защиты от врага, но и для воспроизводства материальных условий своего существования и невозможность воспроизведения этих действий человеческими особями пораздельно.

Для стад животных характерным признаком, отличающим от человеческих общин, является структуризация по сексуальным отношениям, направленным не только на сохранение вида, но и на эффективность адаптации его к изменяющимся внешним условиям. Иначе говоря, основным законом эволюции этих сообществ является генетический отбор, реализуемый на уровне иерархической структуры, а также отношения патроната. Особенностью поведения животных в стаде является ведущая роль инстинкта — влечения, регулируемого стимулами (внешними раздражителями), особо воспринимаемыми в тот или иной период физиологической активности.

Для человеческих сообществ характерным признаком является ведущая роль приспособления среды как цель совместной деятельности создания условия к существованию. И лишь достаточно благоприятные условия существования снимают эту роль, обнажая указанные выше биологические мотивации сообщества.

Это довольно ярко представимо в критичных ситуациях выживания в агрессивных условиях существования: война, голод, природные и технологические катастрофы, суровые климатические условия и тому подобное. К таким периодам жизни общества относится поговорка: не до жиру — быть бы живу.

Я считаю, что НАЦИЯ является такой формой человеческой общности, которая основана на экономических отношениях присущих группам людей со сходным жизненным укладом и имеющих общие жизненные интересы, объединяющихся, прежде всего, в стремлении совместной защиты этих интересов от корыстных посягательств со стороны иных наций.

Нынешние теоретики обычно плутают в своих суждениях в двух совершенно разных понятиях, по своей сути не сравнимых друг с другом: нация и национальность. А суть различия их в том, что национальность, в отличие от понятия нация, есть лишь признак принадлежности к той или иной обособленности качеств и свойств группы людей, которые обусловлены историческим генезисом, и выделяют этих людей среди массы всего человечества в культурно-этническом плане. В тоже время нация, как форма человеческой общности, является не просто конгломератом народностей разных национальностей, а образуется вокруг того или иного народа, экономический статус которого в данный исторический момент наиболее привлекателен. Этот народ и является ядром нации, что обуславливает национальное влияние его на прочие народы, образующие данную нацию, которое характеризуется сближением культурно-этнических различий внутри данной нации и, соответственно, их жизненных укладов.

Хотя нация и образуется на основании экономических отношений, становление ее, как осознание себя этой формой общности, существенно определено той социальной частью общества, которая определена как интеллигенция.

В марксистских теориях интеллигенция определеятся как социальная межклассовая прослойка общества и вот почему. Интеллигенция не является классом уже потому, что трудовая деятельность ее лежит вне плоскости материального производства товаров и услуг. Обслуживающий характер ее трудовой деятельности не требует обязательного закрепления в определенном пропорциональном отношении в составе производительных сил общества, как это следует из принципа общественного разделения труда. Как говорил сатирический герой А.Райкина: "Если уборщица на работу не выйдет, то они там все грязью зарастут. А если я там не появлюсь - никто и не заметит".

В основе трудовой деятельности интеллигенции лежат знания, и именно трансляция этих знаний из формы теоретического представления в форму пригодную к практическому применению является общественно-полезной составляющей этой деятельности. Но, в тоже время, специфический характер этой деятельности определяет мировоззренческие позиции интеллигенции в стремлении теоретического обобществления социальной практики и выработки идеологического обоснования ее либо для существования исторически данного политического строя, либо для отрицания его, — а то есть, носителем той или иной классовой идеологии. Таким образом, с одной стороны, интеллигенция является основным носителем социального мировоззрения всего общества, консолидирующим фактором в высшую форму общности — нацию. С другой стороны, средой идеологической и политической борьбы внутри самой интеллигенции, раздраенной на различные по своему миропониманию на группы, организованные в своем высшем проявлении в политические партии.

Сегодняшнее время для России характеризуется прежде всего распадом нации. Замена идеологии "строителя коммунизма" идеологией "обогащения любым путем", лишила советский народ скрепляющей его основы в нацию.  Затяжной экономический кризис, вызванный, прежде всего, анархией в политическом руководстве командой Б.Ельцина, свел существование народов от нации к орде.

 Если Вы успели отметить, я стараюсь не употреблять слова всуе. Понятие ОРДА имеет много смыслов. Чингиз-Наме (см. http://www.thietmar.narod.ru/) поясняет:

Слово орда, иначе — орду, является общим для тюрко-монгольских языков и считается исконным в словаре этих языков. Его исходное значение—'юрта', 'ханская юрта', 'дворцовая юрта', 'парадная юрта', из которого выросло новое значение — ставка, резиденция хана, правителя.

Поскольку в тюрко-монгольской среде в условиях многоженства предпочитали каждой жене предоставлять отдельную юрту, то слово орда приобрело даже и такое метафорическое значение, как 'жена'.

 При ханских ставках-ордах в степях обычно находились большие группы торговцев, ремесленников и прочих представителей средневековой “сферы обслуживания” вместе со своими семьями, прислужниками, юртами, всем  своим хозяйством. Они постоянно кочевали вместе с ханской ставкой-ордой и образовывали при ней “кочевой город”, иногда очень большой.

 Такие кочевые города назывались орда-базар, буквально 'орда-рынок', естественно, в восточном смысле этого слова. Ведь на Востоке, впрочем, как нередко и в Европе, рынок был не только  торжищем, но и местом производства разнообразной продукции, например кулинарных  изделий.

 В войнах кочевых владетелей орда-базар бывал нередко причиной степной кампании и ценным трофеем, который уводили на далекие расстояния, исчисляемые сотнями и тысячами километров. Так неожиданно в отдаленных местах вдруг возникали города,  которых раньше там не было. Из кочевых они могли превращаться в обычные города оседлых жителей.

 

 Это, можно сказать, генезис понятия "с внутренней стороны", то есть со стороны народов, образующих ОРДУ. С "внешней же стороны", то есть со стороны народов испытавших на себе военное нашествие ОРДЫ, понятие имеет другой смысл: толпа, арава, ватага, скопище народа. (В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка)

Существует предположение Чарльза Дарвина , что первобытной формой человеческого общества была орда , в которой неограниченно господствовал сильный самец.

 Но масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Так же как в каждом отдельном индивиде первобытный человек фактически сохранился, так из любой человеческой толпы может снова возникнуть первичная орда; поскольку массообразование обычно владеет умами людей , мы в нем узнаем продолжение первичной орды". (Социальная психология http://www.azps.ru/articles/soc/soc16.html)

 Резюмируя, можно сказать, что понятие ОРДА включает в себя все признаки особой социальной организации кочевых народов, стоящих в своем развитии на стадии варварства, внешне проявляющиеся как слабо организованная разноплеменная масса, объединяющим признаком которой является возбужденный различными мотивами единый интерес.  Иллюстрацией сказанному выдержка из романа А.Байгушева "ХАЗАРЫ".

Все же не умерло и одной луны, как старший сын Дооуна Баяна, опытный  и доблестный полководец Мерген Добун, выслал вперед  себя во все стороны вестников-глашатаев — собирать Каткулдукчи,

 Смелых Воинов, готовых идти  за счастьем на закат солнца. Снял юрты.  Погрузил на синюю арбу прах предков, как полагается, когда люди переселяются навсегда на новые земли.

( У древних тюрков шил обычай, согласно которому при переселении народа  или смертном сражении с врагами каган вместе со знаменем вез Таботаи —  гробы предков. Этот ритуал перекликается с древним арабским.  Еще в X веке очевидцы продолжали наблюдать характерную картину:  полководец Халифата вступает в город с гробами предков.)

 Поднял высоко к солнцу сияющее звонкой медью знамя Дома Ашины-Волчицы  и двинулся со своим бесстрашным полком в сторону туманного ненастного  заката. Впереди полка бежала весть о дурном знамении и тревожном камлании. Бежали всякие дурные слухи о земле хазар, в которую направляется  полк.

 Но полк Мергена Добуна тем не менее, как камень обрастает в болоте мхом,  обрастал добровольцами. Смелых мало беспокоило дурное знамение, ничего  не значило для них и тревожное камлание, они считали, что, коли посланный  хазарами гонец добрался до Большой юрты на краю соснового бора на Алтае  и оттуда отошел полк, то предзнаменование и камлание уже мало что могли  значить — теперь все значил вышедший в доблестный поход добрый полк со  сверкающим медью звонким знаменем.

 Великая Степь шелохнулась, напряглась, сдвинулась. Свертывали юрты, готовили к дальнему пути надежные повозки, подкармливали к перегонам скот.

 Когда полк Мергена вышел с Алтая на закат солнца, за ним уже катилась орда.  Она катилась, как саранча, съедая всю траву, сметая все на своем пути.  А впереди нее шли дожди

  Профессор Д.В.Николаенко (www.nikolaenko.ru) выделяет следующие характерные черты данного социо-культурного образования (СКС):

 - во-первых, орда является "формой распространения варварско-кочевой СКС";

 - во-вторых, "Орда связана с формированием временного военного доминирования и последующих растворением кочевников в СКС. Она не ведет к формированию колонии, как формы достаточно долговременной. Пришельцы не начинают доминировать над теми, кто живет на данной территории. Они имеют только военное и очень кратковременное доминирование. Но нет доминирования социо-культурного.

Нет даже попыток радикального изменения социо-культурного стандарта. Предел того, что можно достигнуть при таком распространении, это включение себя самого в социо-культурный стандарт населения покоренной военным путем территории

 

 Применительно к обсуждаемой теме можно сказать, что ОРДА, как форма социальной организации содержит в себе две части: относительно организованную по иерархии военно-политического значения, но не имеющей особого административно-хозяйственного влияния на другую составную часть, неорганизованной массы разноплеменного народа, существующего в условиях постоянного биологического выживания в установившихся экономических условиях, а потому и существующая постоянно во временных границах "сегодняшнего дня".

 

  Зараза наживы, поразившая советскую интеллигенцию в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия, в конечном счете, привела к отрыву ее мировоззрения от политико-экономической реальности. Порожденная в интеллигентской среде фетишизация значимости товарно-денежных отношений в экономике, некритичное перенесение методологии естественных наук в область гуманитарных знаний, чрезмерно повышенная самооценка своей значимости для исторического развития страны привели к полному отрыву интеллигенции от социального фундамента — народных масс.

Характерным для интеллигенции стало пренебрежение к народному труду; снобизм ее особо ярко выразился в особо почитаемой цитате: "Да, я не люблю пролетариат!" (А, между прочим, Булгаковское  "Собачье сердце" может иметь диаметрально разное прочтение!)

 Можно считать, что уже в начале 80-х, советский народ "потерял" свою интеллигенцию как носитель национального мировоззрения. С этого и начался распад советской (русской) нации. Дальнейшие экономические эксперименты: Рыжковская свободная кооперация и индивидуально-трудовая деятельность, Павловская денежная реформа, Ельцинская суверенизация, Чубайсовская шоковая терапия, приватизация, коммерционализация и далее - свели советский народ фактически к состоянию варварства, а государство - к положению орды. Естественно, в том смысле, что данное состояние имеет много сходных черт с научными терминами ОРДА и ВАРВАРСТВО, прежде всего из-за сходных социально-экономических условий.

 

За период "царствования царя Бориса", сопровождавшегося хаотической сменой правительственного руководства, развалом экономики и государства как института власти, Россия стала существовать как государство лишь номинально. Фактически страна представляла неупорядоченное множество "суверенных" княжеств, формально приписанных к Москве. Дошло уж до того, что ряд владений установил себе таможенные границы, ввел свои законы, не мало согласуясь с правовыми полномочиями субъекта федерации.

 Во внешних отношениях с "мировым сообществом" Россия выглядела, можно сказать, бомжем. Запутавшаяся в долгах, погрязшая в скандалах, с подмоченным Б.Ельциным авторитетом, Россия стала видится туземцем с ядерной дубинкой, которого можно соблазнить и стеклянными бусами, но в тоже время нельзя быть уверенными в своей безопасности находясь рядом с ним.

 Фактически направленность деятельности В.Путина сводилась к восстановлению управляемости внутри страны и восстановлению международного авторитета России как суверенного государства. Экономическая и политическая стабильность является следствием этих усилий вопреки исповедуемой нынешним властным режимом "либеральной рыночной идеологии и демократических ценностей". А следствием этой идеологии являются чреда катастроф, сопровождавших весь период президенства В.Путина, по своим масштабам и последствиям даже несравнимых с катаклизмами ельциновского периода.

 

 Из слов и действий В.Путина сложилось впечатление о целеустремленности его натуры, устойчивых моральных качествах и высокой трудоспособности. Впрочем, о В.Путине позднее.

 

У нас в традиции выбирать в вожди "достойных" по двум альтернативным критериям: "рубаха-парень" либо "он оправдал доверие". И невдомек электорату делать выбор на основе соответствия потенциала личности тому или иному историческому моменту. Но более того, и критика соперников лишь сводится к ошибкам прошлых лет, поэтому парируется известным выражением: "Кто не работает - тот не ошибается. А Вы что сами сделали?".

 

Самым большим нашим несчастьем является несоответствие целей и методов в руководстве страной, являющимся наследием сталинизма. Более того, исконно русская привычка подменять цель методом, и, когда сам метод перерастает в "принцип", противореча цели, хорошо проиллюстрирована известным выражением известного политического деятеля, ставшее афоризмом: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Категория: Мои статьи | Добавил: newbuch2006 (20.01.2015)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz